Позвонить:
+79788704962

10Фотограф - профессия довольно необычная и не всем понятная, поэтому часто люди, сталкивающиеся с фотографом, задают ему глупые вопросы. Кто ради любопытства, кто ради самоутверждения, мол я тоже на айфоне умею кнопку нажимать, значит я тоже фотограф, кто по каким-то другим причинам. Фотограф во время съёмки поглощён своей работой и отвечать на подобные неожиданные вопросы часто не в состоянии или просто не хочет. Поэтому я собрал десяток самых частых вопросов и готов раскрыть пару тайн фотокухни.

  1. А вы профессиональный фотограф?
  • Нет, я гуру (сенсей, эксперт, мастер - подчеркнуть нужное), а с учётом моего зарубежного опыта я вообще МФМК - мастер фотографии международного класса.

У фотографов нет чёткой градации профессионализма. Бывают случаи, когда специалист работает десятилетиями и всё равно снимает отвратно, а бывает когда гений впервые взял в руки камеру и у него получаются шедевры. Увы, чаще всё же первое, чем второе. Профессионализм фотографа косвенно можно оценить по опыту съёмки, выраженному годами и количеством проведённых сессий, по количеству отзывов о нём на различных профессиональных ресурсах и по уровню используемой фототехники. Об этом как раз дальше.

prof

  1. А у вас профессиональная техника?
  • у меня профессиональные руки, растущие из плечей.

Качество снимков больше зависит от умения фотографа видеть ракурсы и свет, то есть от правильно растущих рук, чем от техники, но это в случае, если техника всё же на соответствующем задаче уровне. Для съёмки обычной фотосессии вполне хватит и недорогой зеркальной камеры с китовым объективом, которые обошлись фотографу в 30-40 тысяч рублей. Для репортажной и свадебной съёмки уже требуется полнокадровая зеркалка с хорошим светосильным объективом. Такой набор может стоить 100-200 тысяч и более. Для съёмки при сложных условиях освещения также требуется система света и умение ей пользоваться, несколько разных объективов, масса дополнительного оборудования. Если вы задаёте вопрос по технике, то предполагается, что вы хоть немного в ней разбираетесь, иначе ответ ничего вам не даст. В большинстве случаев более правильно будет смотреть портфолио фотографа и выбирать того специалиста, чьи работы вам больше нравятся, а не того, у которого более крутая (с его слов и на ваш не очень подготовленный взгляд) техника или больше лет опыта (опять же, с его слов)

  1. А сколько мегапикселей камера? А у меня на смартфоне больше!

В профессиональной технике число мегапикселей - далеко не самый главный показатель. Это индустрия смартфонов научила нас меряться мегапикселями и там это больше маркетинг, чем реальная польза для фотографии. Если вы хотите сравнить с вашим смартфоном, то нужно делать пересчёт в соответствии с размером матрицы и величиной зерна. На моём полнокадровом кэноне получится примерно 1300 ваших смартфонных мегапикселей. Так, надеюсь, разница между айфоном и профессиональными зеркалками очевидна?

mp

  1. Что лучше - Canon или Nikon?
  • лучше Хаббл. у него получаются самые чёткие снимки за последние 30 лет

Спор между владельцами Canon и Nikon в последнее время подугас. Холивары перетекли в русло AMD/Intel и Apple/Samsung, оставив фототехнику в покое. Однако до сих пор встречаются люди, задающие этот сакраментальный вопрос, который для любого профессионального фотографа звучит как "что лучше - право или лево?" По большому счёту не имеет значения на камеру какого из двух этих брендов снимать. И там и там есть бюджетные зеркалки начального уровня, которые подойдут новичку, и средний сегмент, и профессиональные полнокадровые устройства с ценником свыше ста тысяч. При сравнении камер одного технического уровня между Canon и Nikon порой сложно найти значимые отличия и однозначно заявить, что одна из них лучше, а другая хуже. Они будут примерно одинаковыми, поэтому выбор в пользу того или иного бренда - это как выбор религии. Ты либо католик, либо мусульманин, и спорить, чья религия лучше так же бессмысленно и бесполезно.

canon nikon

  1. А какую камеру посоветуете мне купить?
  • никакую. Живите спокойно

Большинству людей профессиональная зеркалка действительно не нужна. Она большая, тяжёлая, неудобная, дорогая. Её страшно разбить, пользоваться ей ещё надо учиться, а хорошие фоточки по одному нажатию гораздо лучше получаются на телефоне. Камера нужна только если вы собираетесь заниматься фотографией профессионально. Но тогда готовьтесь, что фототехника затянет вас как наркотик и вы будете покупать её всё больше и больше. Ведь за недорогой камерой появится потребность в качественном объективе. Затем вспышка. Штатив. Новая камера с более высоким качеством съёмки. Ещё один объектив. Удобная сумка для всего этого барахла... И вы не заметите, как все ваши доходы уходят в основном на фототехнику. Если всё это просто для себя, в качестве игрушки, то получится крайне дорогая и нерентабельная затея, поэтому пятьсот раз подумайте, а надо ли оно вам, и в итоге прислушайтесь к первому совету: никакую. Живите спокойно!

  1. Поснимаешь бесплатно по дружбе?
  • конечно. А ты мне потом бесплатно по дружбе отремонтируй машину. Или квартиру. Или подари новый смартфон.

Любая работа стоит денег. Работа фотографа - это намного больше, чем час нажимания на кнопочку. Это многие часы отбора и обработки фотографий, затраты на технику, обучение, опыт и т.д. Если вы не цените труд своего друга-фотографа, то лучше и не обращайтесь к нему вовсе. По дружбе фотограф может сделать скидку. Порой - значительную. Но снимать бесплатно он не должен, потому что это означает неуважение и к своему труду и к вам как к клиенту.

  1. А мой знакомый фотографирует за 500 рублей. Давай тоже за 500?
  • а давай за 500, но долларов?

В продолжение предыдущего ответа: уважающий себя фотограф не будет работать бесплатно или за копейки. Ему дорога его репутация и техника. При стоимости техники в 200 тысяч стоимость часа съёмки не может быть ниже 2000 руб., так как меньшая сумма даже не будет окупать амортизацию самой техники. Условно предположим, что за час активной съёмки делается пять тысяч кадров. Эффективный пробег хорошей камеры - на уровне 500 тысяч кадров, то есть 100 съёмок. При стоимости камеры с объективом 200 тысяч мы как раз и получим стоимость одной съёмки в 2000 рублей. Где здесь прибыль? Фотограф за 2000 работает в ноль, просто окупая свою технику...

500

  1. Можно посмотреть фотографии?

Иногда клиент просит глянуть свои фото на маленьком экранчике камеры и это довольно неудобный момент для фотографа из-за двух проблем: • экранчик действительно маленький и клиент вряд ли разглядит что-то на нём. Когда в экранчик смотрит фотограф, он оценивает параметры, а не картинку. Соответствует ли текущим условиям съёмки выставленная экспозиция, выдержка, светочувствительность, всё ли попало в кадр, нет ли чего лишнего. Клиент же пытается рассмотреть, красиво ли он получился, что на маленьком экранчике не просто затруднительно, а вовсе невозможно! • фото с камеры - это черновой материал, который в дальнейшем подвергнется многоуровневой обработке. Он может вообще не быть похожим на то фото, что получится в финале, поэтому рассматривать его и пытаться оценить - не самая умная затея

  1. А когда будут фотки?
  • через пять мегасекунд (это примерно два месяца, так что всё в рамках договора)

Обработка профессиональных фотографий - процесс длительный, многоуровневый и довольно сложный. Он сильно отличается от накидывания фильтров в инсте, что умеют делать даже дети. Исходный материал с фотоаппарата нужно разобрать, отсеять, провести цветокоррекцию и выполнить ретушь избранных снимков. На одно ваше фото может уходить до получаса времени, а на всю съёмку - десятки часов. В сезон, когда съёмки почти каждый день, на обработку бывает не остаётся ни сил ни времени, поэтому сроки и увеличиваются. Поэтому нет, на следующий день после съёмки фоток не будет. И через три дня не будет. Обычно снимки отдаются через 4-6 недель, полностью обработанные, идеально красивые, хоть сейчас в журналы!

fotki

  1. Отдайте мне исходники, я сам отредактирую сфои фото, я умею, это несложно

Многие фотографы вообще никогда не отдают исходники. Потому что, как я сказал выше, это черновой материал, совсем не похожий на результат. Неправильной обработкой этот материал можно загубить. Также существует нюанс в правах на материал: результат съёмки, который получает клиент, принадлежит клиенту, а исходники, с которыми работает фотограф, принадлежат фотографу и могут быть использованы только им. Передача исходников предполагает и передачу прав на них, что некоторые фотографы не приемлют. И ладно бы если обработкой занимался профессиональный ретушёр с опытом, но когда за кисть и нож берётся человек далёкий от фотографии, доходит порой до абсурдных случаев. На обработанных кустарно фото бывает полностью потеряна структура кожи, наложено несколько фильтров один поверх другого, жутко заблюрен фон или грубо замазаны неугодные клиенту детали. Пластмассовые кукольные лица неестественных красно-зелёных оттенков радостно улыбаются, вызывая приступы умиления у самих хозяев фото и нервный паралич у фотографа.

Пожалуйста, уважайте труд специалистов, с которыми вам приходится сталкиваться! Фотографы - не вконец оборзевшие хапуги, сдирающие с вас последние деньги за никчёмную работу, а знатоки своей профессии, чьё ценообразование формируется из реальных затрат и отполировывается рынком. Они знают своё дело, следят за трендами, обновляют свою технику и при этом успевают заниматься маркетингом и переговорами с клиентами. Будьте адекватным заказчиком и специалисты к вам потянутся!